образовательная деятельность

Рисуем салют Победы!

продолжение:



Как научить ребёнка считать играючи
Когда начинать
Считать малыши начинают гораздо раньше, чем полагают многие. Уже в 18 месяцев — том нежном возрасте, когда у многих младенцев ещё нет ни речи, ни развитой моторики — дети активно интересуются количеством предметов, разрабатывают собственные стратегии их подсчёта и достаточно нервно реагируют на специально допускаемые взрослыми ошибки, связанные с числами.
Поэтому первые игры для знакомства ребёнка со счётом можно начинать уже в полтора года.
Однако важно не торопиться и не ждать от совсем маленьких детей чудес. Умение замечать собственные ошибки и устанавливать чёткие закономерности, связывающие цифры, приходит чуть позже — между 3 и 5 годами. Именно этот возраст считается оптимальным для начала осмысленных математических занятий.
10 лёгких и весёлых способов научить ребёнка считать
1. Чаще употребляйте цифровые примеры в речи
К 3–5 годам малыш уже нарабатывает неплохой словарный запас и с любопытством относится к пока ещё непонятным словам. Чем чаще в вашей речи будут звучать числа («Пора просыпаться: уже восемь!», «Мы ждём трамвай № 3! А этот — № 11, он нам не подходит», «Тебе три года, а Мише из садика уже четыре», «Чтобы взять эту булочку, нужно отдать тёте 12 рублей»), тем больше внимания ребёнок будет им уделять, любопытствуя и пытаясь проникнуть в суть.
 2.Считайте везде, где это только возможно
Можно пересчитывать ступеньки. Можно отсчитывать секунды до того, как откроются двери лифта. Можно использовать считалки перед началом любых дел: «Раз-два-три — ёлочка, гори», «Раз-два-три-четыре-пять — побежали». Это важно, чтобы малыш понял: цифры не нечто абстрактное, а часть повседневной жизни.
 3.Включайте малышу песенки-считалочки с видеорядом
Это один из самых доступных, простых и весёлых способов познакомить ребёнка с цифрами, их порядком и простейшими правилами сложения и вычитания. Как ни удивительно это звучит, но эффективнее всего дети учатся математике, когда слышат привычную и понятную устную речь
На YouTube, например, уйма песен-считалок, которые можно включать малышу в поездке или напевать вместе в течение дня. Вот современная городская песенка-считалочка на русском языке:
В общем, выбирайте, что понравится вашему малышу, — и вперёд: смотреть, слушать и подпевать.
4. Связывайте цифры с развитием
Простейший пример — отметки на игровом ростомере. «Смотри, в прошлый день рождения твой рост был 92 сантиметра, а сейчас уже целых 100! Давай померим тебя через месяц — интересно, ты вырастешь до 101 сантиметра?» Дошкольник активно нащупывает своё место, себя в окружающем мире. Он уже осознаёт, что растёт. И цифры, растущие вместе с ним, вызывают естественный интерес как один из способов познания себя.
5. Играйте в сортеры
Сортировка — один из важнейших математических приёмов. Мы отделяем чётные числа от нечётных, целые от дробных, простые от составных… Естественно, до подобных понятий малышу ещё далеко, однако логике будущих арифметических действий его можно учить уже в 3–4 года.
Для этого хорошо подходят игрушки-сортеры: с помощью отверстий разной формы ребёнок учится разделять разные геометрические фигуры.
Как научить ребёнка считать: Играйте в сортеры
Но игрушками дело не ограничивается. Сортировка вполне доступна и в обычной жизни. Например, можно предложить трёхлетке разложить полотенца по стопкам: белые — в одну, синие — в другую. Для четырёхлетки задачу можно усложнить, предложив использовать сразу два разных способа сортировки: «Ты не мог бы для начала отделить белые полотенца от синих, а затем положить все большие белые полотенца в эту корзину, а все маленькие — в эту?»
6.Стройте
Малыши обожают возиться со всевозможными конструкторами из кубиков и блоков. И это желание можно использовать как способ обучения элементарной математике. Например, чтобы построить дом, понадобится четыре стены. А дыру в заборе вокруг дома (например, проделанную игрушечным трактором) можно закрыть одним блоком… Ой, нет, одного блока не хватает! А сколько же надо? Ребёнок сам сообразит, что требуются два или три блока, и таким образом придёт к идее умножения предметов.
7. Купите ребёнку конструктор «Лего»
С помощью ярких пластмассовых кирпичиков, разделённых на разное количество одинаковых частей с округлыми «шипами», дошкольник учится чувствовать длину: вот на этом блоке два «шипа» — он короткий, а на том — три, он длиннее. Лего помогает легко освоить сложение: ведь если длины кирпичика не хватает, его всегда можно удлинить, соединив с другим.
Но не сложением единым… Вычитание, действия с дробями, квадрат числа, поиск среднего арифметического — вот что можно изучить, забавляясь с лего.
8. Используйте мнемонические карточки
Это знакомые многим картонные картинки, где цифры изображены рядом с соответствующим количеством предметов. Например, 1 может изображаться рядом с яблоком, 2 — с парой бананов, 3 — с тремя вишенками и так далее. Основная цель таких карточек — создать устойчивую связь между изображением цифры и её фактическим значением.
Хорошо, если подобные мнемонические элементы будут встречаться малышу как можно чаще. Например, карточки на магнитной основе можно повесить на намагниченную доску детского мольберта либо на холодильник. Время от времени, не надоедая ребёнку, важно вместе с ним пробегаться по карточкам, считая от 1 до 9 и обратно. Это закрепляет в памяти последовательность счёта и понимание, что именно скрыто за абстрактными и пока непонятными малышу словами типа «два», «три» или «девять».
Как научить считать: Используйте мнемонические карточки
Ну а чтобы малышу и самому было интересно возиться с карточками, есть модели «с секретом». Например, раздвигающиеся.
9. Считайте по методу Монтессори
Легендарный педагог Мария Монтессори в своей книге «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет» рассказывала, что едва ли не лучшие результаты в обучении дошкольников счёту показывали занятия с деньгами (или их муляжами).
Я даю детям монеты в один, два или четыре сантима, и с их помощью малыши учатся считать до десяти. Самый практичный способ преподать детям счёт — это показать им монеты в их употреблении, а самое полезное упражнение — это размен денег. Подобные упражнения настолько тесно связаны с повседневной жизнью, что вызывают живой интерес у всех без исключения детей.
Мария Монтессори
На следующих этапах подключаются математические игры с другими предметами. Например, яблоками: их ребёнку предлагается подсчитать и раздать поровну всем присутствующим детям). Или, положим, чашками, когда малыша просят: «Мы сейчас будем пить чай, принеси столько чашек, чтобы хватило всем» (то есть ребёнку приходится для начала подсчитать число присутствующих, а затем принести необходимое количество утвари).
Как научить ребёнка считать: Считайте по методу Монтессори
Также Монтессори считала необходимым связывать математику с ощущениями. Это может выглядеть так. Предложите ребёнку несколько ярко окрашенных палочек разной длины (их можно просто высыпать на стол) и попросите на глаз выбрать самую длинную. Когда малыш сделает выбор, спросите, уверен ли он, что его палочка — чемпион? Для проверки последовательно сравните её с другими, оставшимися в общей куче. Хорошо, если на каждой из палочек будет обозначена её длина в виде заметной цифры: 1, 2, 3, 4, 5 сантиметров и так далее. Так ребёнок научится чувствовать длину.
 10.Используйте методику Глена Домана
Американский врач Глен Доман полагал, что мозг маленького ребёнка гораздо мощнее, чем принято считать: он способен моментально анализировать и воспринимать огромные потоки информации, даже если взрослым кажется, что малыш «ничего не понимает».
Методика Домана основана примерно на том же принципе, что и мнемонические карты: на установке связи между числами и тем, что они обозначают. Для старта Доман предлагал родителям изготовить карточки из картона: на одной их стороне пишется число (в случае 2–3-летних малышей — от 1 до 10), на противоположную наносится соответствующее количество хорошо различимых точек.
По мнению Домана, заниматься математикой нужно, когда у ребёнка хорошее настроение.
Для занятия хватит буквально пары минут. Покажите малышу карту с одной точкой и внятно произнесите: «Один». Затем перейдите к карточке «два» и так далее. Не задерживайтесь: на демонстрацию одной карточки должно уходить не больше времени, чем на произнесение соответствующей цифры.
В первые занятия ребёнок должен просто наблюдать. Не надо просить его повторить или выполнить иные действия. После показа всех карточек обязательно скажите малышу, как вы его любите, как вам нравится его учить, погладьте по голове, обнимите и по возможности угостите чем-то вкусным: физическое поощрение — важная часть методики Домана.
На паре первых уроков карточки должны следовать одна за другой в чётком цифровом порядке — от 1 до 10. Начиная с третьего или четвёртого их можно тасовать, как колоду. И не забывайте: показываем быстро, хвалим щедро. Это позволит ребёнку, не заскучав в процессе обучения и
даже получив от него удовольствие, прочно усвоить связь между цифровыми символами и количеством.
Что дальше
С помощью перечисленных выше методик малыш сможет играючи научиться считать до 10 и в обратном порядке, а также выполнять простейшие арифметические действия: складывать и вычитать. Ему это будет даваться легко, ведь он оперирует не непонятными символами, а скрывающимся за ним смыслом — количеством предметов. Для ребёнка 4–5 лет такой уровень математических познаний вполне достаточен.
Следующая ступень — последовательно учиться считать до 20, затем до 100, знакомиться с более сложными операциями: умножением и делением. Однако и на высших ступенях важно следовать ключевому принципу: математика не должна превращаться в тяжкую повинность. Чем больше в счёте будет радости и игры, тем проще и легче ребёнку (а затем и подростку) будет даваться общение с цифрами.



Плакат "Больше, равно, меньше" ПЛ-6585 Сфера. Дидактический ...Карточки цифры от 1 до 10Дидактическая игра "Математический маджонг"Книга: "Плакат: Цифры и счет 50х70см". Купить книгу, читать ...

Картинки равенства и неравенства 1 класс примеры (32 фото ...Больше-меньше-равно | Детский сад математические упражнения ...



Формирование элементарных математических представлений в средней группе
(занятие с детьми в формате "Сидим дома!")
Предлагаю Вам поиграть с ребенком в следующие игры:
-на формирование и закрепление геометрических представлений:
Дидактическая игра «Помоги предметам вернуться домой!»
Цель: формировать умение различать форму предметов и соотносить эту форму с геометрической фигурой (кругом, овалом, треугольником, квадратом и прямоугольником); развивать внимание, мыслительные операции, воображение.
Материалы и оборудование: карточки с изображением геометрических фигур, предметы разной формы (например, книга, коробка - прямоугольник, пуговица, скотч - круг, треугольник, косынка - треугольник и т.д.)
Подготовка: приготовить карточки с изображением геометрических фигур (можно привлечь ребенка к их изготовлению -предложить раскрасить фигуры), разложить на ковре предметы разной формы.
Ход игры:
Перед началом игры показать ребенку карточки с изображением геометрических фигур, уточнить все ли фигуры он называет правильно, а затем рассказать сказку.
«Очень любят жители сказочного царства-государства играть и веселиться. Но вот приходит время, когда им приходиться возвращаться домой. А кто на какой улице живет? На улице квадрата живут предметы квадратной формы, на улице овала – предметы овальной формы, на улице круга – круглой формы и т.д. (При этом взрослый выкладывает карточки с геометрическими фигурами одну под другой, задавая образец построения параллельных улиц.) Давай с тобой поможем найти каждому предмету свою улицу и вернуться домой!»
Примечание: правила игры можно изменить: предложить ребенку в комнате самому найти предметы разной формы и вернуть их домой.
На закрепление понятия порядкового значения числа:
Памятка для родителей.
Отличие порядкового счета от количественного:
- цель количественного счета – определение общего количества элементов множества, цель порядкового счета – определение места предмета среди других;
- при количественном счете используются количественные числительные (один, два и т.д.), при порядковом – порядковые (первый, второй и т.д.);
- при количественном счете отвечаем на вопрос «Сколько?», при порядковом – «Какой по счету?» или «Который?» или «На котором месте стоит этот предмет?»;
- при количественном счете направление не имеет значения, при порядковом – имеет значение;
- при количественном счете последнее названное числительное относится ко всей совокупности, при порядковом оно имеет два значения: относится ко всей совокупности, если перечислены таким образом все предметы, указывает место последнего предмета среди других, а если порядковый счет останавливается не на последнем предмете, то порядковое числительное указывает только его место.
Дидактическая игра «Скажи, который уехал (ушел, убежал)».
Цель: закрепить понятие порядкового значения числа в пределах 5 (для средней группы), умения отвечать правильно на вопрос "Который по счету?"
Материалы и оборудование: 5 одинаковых игрушек.
Ход игры: на стол ставятся одинаковые игрушки.
Ребенок расставляет их в «линеечку» на одинаковом расстоянии друг от друга и пересчитывает их.
Взрослый спрашивает, который по счету синий автомобиль, зеленый и т.д. Ребенок отвечает на вопросы.
Затем ребенок закрывает глаза или отворачивается. В это время убирается одна игрушка из ряда. По пустому месту ребенок должен определить, «который автомобиль уехал - второй, третий, пятый и т.д.»
Примечание: начинают игру с трех игрушек, постепенно доводя до 10. Если игра усложняется, то убирается не один предмет, а два.

Практический материал для родителей
«Занимательная математика дома»
Играем вмести с детьми
Счет в дороге
Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?
Сколько вокруг машин?
Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.
Мячи и пуговицы
Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
Далеко ли это?
Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.
Угадай, сколько в какой руке
В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.
Счет на кухне
Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.
Сложи квадрат
Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей и предложите ему составить из них фигуру. Разнообразить задания можно до бесконечности.
Так же с детьми можно предложить логические задачки:

Три яблока из сада
Ежик притащил.
Самое румяное
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила Белка.
Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке! (2)

К богатой кошке гость пришел –
Известный в городе козел
С женой седой и строгой
Козою длиннорогой.
Петух явился боевой.
За петухом – наседка,
И в мягкой шапке пуховой
Пришла свинья – соседка.
Пересчитай скорей
Всех кошкиных гостей! (5)

На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок...
Помогите вы Танюшке
Сосчитать свои игрушки! (6)

У Аленки в гостях
Два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане,
А корова в юбке,
Теплом полушубка.
Сколько всего гостей?
Посчитай скорей! (7)

Мы — большущая семья,
Самый младший — это я.
Сразу нас не перечесть:
Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Клаша, Саша
И Наташа тоже наша.
Подсчитайте поскорей,
Сколько нас в семье детей? (8)





 «Как язычок на выходных ходил в зоопарк», предлагаю вместе с язычком отправиться в зоопарк.
Сказка про Язычок.
Взрослый:
-Жил-был Язычок-говорилка в своём уютном домике, который называется (дети помогают «рот»). Язычок проснулся в хорошем настроении, и поэтому улыбнулся (артикуляционное упражнение «Улыбочка»). Потом Язычок умылся и сел пить чай с вареньем. Варенье было вкусное, и Язычок облизнулся (упражнение «Вкусное варенье»). После завтрака Язычок решил пойти в зоопарк. Идёт язычок. Ой, кто это такой большой, с длинным хоботом? Да это же….слон (упражнение «Слон»)-давайте покажем, какой у слона хобот!
Буду подражать слону!
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю. (Повторяем три раза)
Посмотрел язычок на слона и хотел дальше отправиться, как слышит ква-а-а,ква-а-а. Это были…Правильно, лягушки. Давайте изобразим, как лягушата улыбаются.
Подражаем мы лягушкам
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем. (Повторяем три раза)
Язычку было очень весело, пошёл язычок дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давайте покажем, как язычок катался на лошадке.
Я-весёлая лошадка,
Темная как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко-
Стук копыт услышишь звонкий. (Повторяем три раза)
Взрослый: весело мы с язычком сходили в зоопарк? Кого язычок увидел сначала?
Ответы детей.
Взрослый: правильно-слона. А потом кого он услышал?
Ответы детей.
Взрослый: правильно – лягушат. А кого язычок встретил ещё?
Ответы детей.
Взрослый: правильно - лошадку. Хорошие выходные получились у нашего язычка, он многому научился.  Ребята, я тоже чему-то научилась! Я научилась составлять необыкновенные стихи. Эти стихи называются «синквейн». («Синквейн» — это нерифмованное стихотворение). Синквейн состоит из пяти строк. Ровно столько сколько у вас пальцев на правой руке. Покажите. Ровно столько сколько у вас пальцев на левой руке - покажите!
(Взрослый пишет цифры в столбик на ватмане)
Взрослый: А теперь считайте строки вместе со мной: первая строка, вторая…. пятая. Каждая строка синквейна содержит определенные слова:
Условные обозначения:
1. Слово-предмет (Кто? Что) - Логопед проводит прямую линию.
2. Слова-признаки (Какой? Какая? Какое? Какие) - Логопед проводит две волнистые линии, акцентируя голосом «Какой?»
3. Слова-действия (Что делает?) – Три двойные линии, каждая черта соответствует слову вопроса «Что делает?»
4. Короткое предложение по теме. (Схема I__ ___ ___ .)
5. Слова-предметы (связанные с первым словом) (Как ствол связан с макушкой) – прямая линия.
- По этой схеме мы можем составить сиквейн на любую тему. Предлагаю составить на слово – друг.

Друг
Веселый, добрый
Играет, дружит, радует
Хорошо иметь много друзей.
Дружба.
Предложите составить синквейн на любой предмет, например: пирамидку.
 (один из вариантов)
Пирамидка
Яркая, разноцветная, красивая.
Радует, развлекает.
Пирамидка моя любимая игрушка.
Радость.

 Молодцы ребята, вы справились с синквейном.

Свои стихи отправляйте в вацап.


Комментариев нет:

Отправить комментарий