Блок
|
Название
|
Цель
|
Форма
проведения
|
Исполнители
|
I
|
Теоретический
|
познакомить родителей с приёмом формирования критического мышления у детей дошкольного возраста через создание синквейна.
|
Сообщение.
|
Волкова Л.Н.
|
II
|
Практический
|
Создание дидактических карточек
|
Работа коллективно и индивидуально.
|
Волкова Л.Н.
|
III
|
Заключительный
|
Подведение итогов мероприятия.
|
Вопрос –
Ответ. |
Все участники мастер – класса.
|
Полная версия...
ЗАДАЧИ
образовательной программы
|
Задачи с
учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
|
Задачи для детей:
Образовательные:
·
совершенствовать
умение делать отпечатки подручными средствами.
Развивающие:
Воспитательные:
|
Вызвать у Богдана интерес к выполнению
каких-либо заданий в совместной деятельности с другими детьми.
Развивать инициативу у Тани, Василисы.
Воспитывать у большинства детей умение
ждать.
|
Этапы
(последовательность) деятельности
|
Содержание деятельности
|
Действия, деятельность педагога
|
Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
|
Планируемый результат
|
1.
Мотивационный.
2.
Создание
проблемной ситуации
|
В-: Ребята, давайте встанем в круг и
поприветствуем друг друга.
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
Давайте порадуемся улыбчивым лицам,
Здравствуйте, скажем друзьям,
Здравствуйте, скажем гостям.
В-: Ребята, вы бы хотели стать
маленькими волшебниками и творить чудеса?
В-: Давайте закроем глаза и скажем
волшебное заклинание
«Топ- топ,
Хлоп- хлоп,
Вокруг себя повернись,
В маленького волшебника превратись!»
В-: Ребята, посмотрите, что у нас
появилось?
В-: правильно, давайте их наденем.
В-: вот вы превратились в маленьких
волшебников, приглашаю вас отправиться в волшебную страну "Рисовандию". Вы
готовы?
|
Обращает
внимание детей на рассказ, заинтересовывает их.
Надеваем
колпачки волшебников
|
Дети проявляют интерес к рассказу
воспитателя.
Ответы
детей.
Ответы
детей
Ответы
детей.
|
Привлечение внимания к совместной деятельности
|
В-: Ребята, злая волшебница
обесцветила все вокруг в волшебной стране, но добрый волшебник страны"Рисовандии" обратился к нам за помощью и подарил нам четыре цвета краски:
красный, жёлтый, синий и белый. Попросил расколдовать волшебную страну при
помощи красок.
В-: Ребятки, как помочь волшебной
стране?
Как нам использовать эти краски, ведь вокруг
не только такие цвета.
|
Выслушиваю
ответы детей. Привлекаю их на помощь.
|
Предлагают свои варианты
- Смешать краски.
|
Решение проблемы.
|
|
2. Поиск решения задачи детьми, предложения
по ее реализации
|
В: - ребятки, предлагаю вам пройти в
нашу мастерскую и начинать работу
|
Приглашаю
к деятельности
|
Проявляют интерес
|
Решение проблемы
|
Но для начала мы
поиграем с пальчиками, разомнём их.
Пальчиковая гимнастика:
«Замок»
На двери
висит замок
Кто открыть
его бы мог?
Потянули
Покрутили
Постучали
И открыли.
|
Показ
детям выполнения упражнения по стихотворению:
ритмичные соединения пальцев
рук в замок
руки тянутся в стороны
круговые
движения пальцев от себя
основания ладоней стучат
друг о друга
разомкнули
пальцы
|
Дети повторяют стихотворение и выполняют
упражнение
|
Пальчиковая гимнастика
|
|
3. Практическая реализация поставленной
задачи. Продуктивная деятельность.
|
В: - Ребятки, вот эта страна.
Посмотрите
мы очутились у заколдованного замка, он у нас некрасивый, грустный?
Давайте
поможем стать ему ярким, сказочным. Раскрасим его?
А на этом
столе у нас есть все, чтобы свершить чудо. Вам нужно взять краски
Но какие
В-:
посмотрите, а это что? Волшебный сундучок, хотите его открыть. Давайте
посмотрим, что там. (картофель, лимон, печатки), а этот картофель
необыкновенный, с его помощью можно рисовать. А я даже знаю, что можно
нарисовать с помощью картофеля.
Будем
творить чудо. Берем волшебный предмет окунаем его в краску и на бумаге делаем
отпечаток
|
В-:
Ребята, каким цветом можно раскрасить наш замок?
Д-:
Белым.
В-:.
Если мы его раскрасим голубым?
Какие
краски нужно взять?
Д-:
Смешать синюю и белую.
В-:
Ребята, я вам предлагаю для раскрашивания замка использовать валики.
В-:
Ребята, чтобы раскрасить листву на деревьях, какая нужна краска?
Д-:
зелёная
В-: Но у
нас нет такой краски.
Что нам
сделать?
Д-:
Смешать жёлтую и синюю
В-:
Ребята, посмотрите на дерево. Как вы думаете, что растет на нем?
В: Фруктовое дерево?
В: А
какое фруктовое дерево вы будете рисовать?
В: для
изображения фруктов нужна какая краска?
В-:, как
получить нам эту краску?
Д-:
Смешать жёлтую и красную
В-:
Ребята, молодцы, для изображения фруктов мы используем картошку или лимон.
Наблюдение
за выполнением задания.
Педагог
задаёт вопросы по ходу выполнения задания:
|
Дети совместно выполняют задание.
Отвечают на вопросы взрослого.
(ответы детей)
Ответы
детей:
растут
фрукты, апельсины, яблоки.
Ответы
детей: да
Ответы
детей
Ответы детей
Д-:
Оранжевая
Д:
желтая
|
Овладение определенными навыками и умениями.
Работать по правилам. Изготовления продукта совместной деятельности.
|
4. Презентация полученного результата
|
||||
В: -Ребятки посмотрите, какой чудесный
замок у нас получился, разноцветный.
|
Снятие напряжения.
|
|||
5. Рефлексия. Круг впечатлений.
|
Давайте встанем в круг, произнесем
волшебное заклинание и превратимся в обычных ребят.
Топ – топ, хлоп – хлоп, вокруг себя
повернись и в ребяток превратись. Вот мы и вернулись в детский сад.
Ребята, где мы с вами сегодня
побывали?
А что мы там делали?
Что больше понравилось?
А тебе что запомнилось?
Кому помогали?
В: -Вы мои умнички, художники.
Предлагаю вам продемонстрировать нашу красивую волшебную страну
- Вы молодцы! А как аккуратно
вы работали.
Чем бы вы хотели еще
заняться в нашей мастерской?
|
Предлагаю
продемонстрировать свою работу гостям.
Выполнения
действий по тексту.
Задает
вопросы по выполнению задания
|
Выполнение действий по тексту
Отвечают на вопросы воспитателя.
Предлагают работу на будущее.
|
Выставка коллективной работы
|
ЗАДАЧИ
образовательной программы
|
Задачи с
учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
|
Задачи для детей:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Вызвать у Богдана интерес к выполнению
каких-либо заданий в совместной деятельности с другими детьми.
Развивать инициативу у Тани, Василисы.
Воспитывать у большинства детей умение
ждать.
|
Этапы
(последовательность) деятельности
|
Содержание деятельности
|
Действия, деятельность педагога
|
Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
|
Планируемый результат
|
1. Мотивационный.2. Создание проблемной ситуации |
В: -Ребята,
сегодня утром, когда я шла в детский сад, встретила Деда Мороза!
Представляете?! Но почему-то он был, грустным, опечаленным. Я спросила у
него: «Дедушка Мороз, почему ты не веселый? Скоро праздник, Новый год,
ребятки ждут тебя в гости!» А он мне ответил: «Как же мне не грустить, скоро
Новый год, мне надо елочки наряжать на утренники, а я совсем не успеваю!
Ребятишек и садиков много, а я один не справляюсь, боюсь, ребятки без елочки
останутся…», а я ему ответила: - «Не печалься, Дедушка Мороз, мы с ребятами
тебе поможем, нарисуем много новогодних елочек, и ты все успеешь! Наши детки
всегда рады помогать!»
В:
-Дед Мороз обрадовался мои словам, ведь я ему пообещала помочь. Мы ведь
поможем Деду Морозу, нарисуем красивые елочки?
|
Обращает внимание детей на рассказ, заинтересовывает
их.
|
Дети проявляют интерес к рассказу
воспитателя.
|
Привлечение внимания к совместной деятельности
|
Мы
ведь поможем Деду Морозу, нарисуем красивые елочки?
Д: - да!
|
Выслушиваю ответы детей. Привлекаю их
на помощь.
|
Предлагают свои варианты ответов, как
помочь Деду Морозу?
|
Решение проблемы.
|
|
2. Поиск решения задачи детьми, предложения
по ее реализации
|
В: - ребятки, предлагаю вам пройти в
нашу мастерскую и начинать работу
|
Приглашаю к деятельности
|
Проявляют интерес
|
Решение проблемы
|
|
Но
для начала мы поиграем с пальчиками, разомнём их.
Пальчиковая
гимнастика: «Ёлочка»
Ёлочка (поднять руки вверх, показывая высоту ёлочки)
Шишки (сжать кулачки)
Иголочки (в кулачке выпрямить указательный палец)
Шарики (соединить пальчики обеих рук, изображая шар)
Фонарики (покрутить кистями обеих рук с поднятыми вверх
пальчиками)
Звёзды (расправить пальчики на обеих руках)
Свечки (соединить ладони пальчиками вверх)
Зайцы (выпрямить на обеих руках указательный и безымянный пальцы)
Человечки (опустить в низ выпрямленные ранее пальчики, выполняя
движение «ходьба»
|
|
|
|
3. Практическая реализация поставленной
задачи. Продуктивная деятельность.
|
В: - Ребятки
на прошлом занятии мы с вами рисовали ёлочку кисточками, а сегодня предлагаю
вам нарисовать ёлочку новогоднюю ладошками. Как вам моё предложение?
Д: -
Согласны.
В: - тогда
приступаем к работе. Ребятки, а ёлочка какого цвета?
Д: - Зелёная.
В: -
Смешивать краски можно, для того чтобы нарисовать ёлочку?
Д: -Можно.
В: - На столе
стоят краски зелёного и синего цвета, получится цвет ёлок как на нашей
площади города Первоуральска. Но если вы не захотите смешивать можно
нарисовать и зелёную ёлочку.
Воспитатель
показывает приём смешивания красок.
В: - Ребятки,
я забыла приготовить листы бумаги, на чём мы будем рисовать?
Д: -?
В: - я
предлагаю вам порисовать друг на друге или на себе, ведь ваши белые
футболочки как лист бумаги.
|
Наблюдение за выполнением задания.
Педагог задаёт вопросы по ходу
выполнения задания:
- какого цвета ёлки?
Как вы будете рисовать ёлочку, каким
цветом?
Будешь ли ты смешивать краски, для
получения другого цвета?
|
Дети совместно выполняют задание.
Отвечают на вопросы взрослого.
|
Овладение определенными навыками и умениями.
Работать по правилам. Изготовления продукта совместной деятельности.
|
4. Презентация полученного результата
|
||||
В: -Ребятки
посмотрите сколько ёлочек у нас получилось, теперь их нужно нарядить, для
этого вы можете использовать любые предметы с этого стола и яркого цвета
краски.
В: - пока вы работаете я прочту вам стихотворение
Елка
На мохнатых
колких лапах
Елка в дом
приносит запах:
Запах хвои
разогретой,
Запах свежести и
ветра,
И заснеженного
леса,
И чуть слышный
запах лета.
Ю. Щербаков
|
Читает стихотворение
|
Дети украшают нарисованную ёлку.
|
Снятие напряжения.
|
|
5. Рефлексия. Круг впечатлений.
|
В: -Вы мои
умнички, художники. Предлагаю вам пройти в центр группы и продемонстрировать
свои ёлочки.
-Ребята,
что мы сегодня делали? Кому помогали? Вам понравилось? Вы молодцы!
Полюбуйтесь на свои елочки, как красиво получилось! Теперь Дед Мороз точно
все успеет благодаря вам. А как аккуратно вы работали.
|
Предлагаю продемонстрировать свои
ёлочки, устраиваем дефиле.
|
Отвечают на вопросы воспитателя,
проходят в центр и показывают свои произведения. |
Нарисованные ладошками ёлки.
|
Участие в конференции г. Красноуфимск 17 декабря 2020г.
Волкова Любовь Николаевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад 12»,
городской округ Первоуральск
Языковая среда ДОУ.
Стимулирование речевого развития детей, развитие
фонематического слуха в повседневной деятельности; учет социокультурных особенностей.
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные
образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь, как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности
ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной
деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в
наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность
деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное
положение в детском сообществе.
Возможностью
для речевой активности, культуры речи, развитию понимания речи и формированию
предпосылок грамотности в ежедневной практике нашей группы применяю технологии
и формы работы – Технология
«Синквейн», «Проектная деятельность», «Детский совет», «Творческая мастерская»,
где происходит развитие понимания речи.
На детском совете планируем образовательную
деятельность на день, на неделю, месяц, а также совместную проектную
деятельность. На детском совете побуждаю детей проговаривать свои мысли вслух,
объяснять ход своих размышлений, что способствует усвоению таких важных
коммуникативных навыков, как умение договариваться, приводить аргументы, умение
слышать собеседника, умение вычленять важные мысли и их озвучить.
Тема «Детского совета» обязательно находит свое
отражение в развивающей предметно-пространственной среде, так как именно центры
активности детей становятся площадкой для реализации задуманных планов.
Задуманные планы на детском совете реализуются в ходе
проектной деятельности, что способствует сплочению коллектива взрослых и детей,
развитию внимания, умению реагировать на слова взрослых, развитию разговорной
речи детей, повышению словарного запаса, умению ориентироваться в пространстве.
(Например, в ходе проекта «Кладовая Урала», центр «Речевичок» превратился в
творческую мастерскую, в которой дети знакомились с главными героями сказов
П.П.Бажова «Серебряное копытце»: серебряным копытцем, дедом Кокованей,
Даренкой, кошкой Муренкой; совершили виртуальное путешествие по горам Урала,
результатом которого стало создание макетов совместно с родителями «Уральские
горы» и «Старатели за работой». В результате работы над проектом у детей
формировался интерес к красоте родного края, произведениям уральского писателя.)
Еще одной эффективной технологией речевого развития
является технология «Синквейн» (ООП ДО «Вдохновение»).
При
использовании технологии «Синквейн» дети: уточняют, расширяется словарь;
знакомятся с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее
действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета», «предложение»;
учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к
существительному глаголы; выражают своё личное отношение к теме одной фразой. Книги, материалы
и занятия по развитию речи подходят для детей данной группы.
По данной технологии мной были разработаны и внесены в
развивающую предметно-пространственную среду группы словесные игры: на
установление правильного расположения серии картинок, объединенных единой
темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента; эвристического
характера, направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди
предложенных (фоновых) картинок; на «воображение», связанные с придумыванием
небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный
материал, а затем самостоятельно; игры - «семантические абсурды»; ассоциативные
игры, карточки-загадки и реализованы детско-родительские проекты: «Театр для
малышей», «Юный сказочник».
В ходе
проектов дети составляли дидактические карточки, карточки-загадки и описывали
по ним сказочных персонажей и их действия. Ежедневно используются дополнительные
материалы для развития речи. Примерами дополнительных материалов для развития
речи являются плакаты и картины, рассказы в картинках, лото в картинках.
В
течение дня педагог связывает устную речь детей с письменной (напр., записывает
то, что диктуют дети, и читает им записанное; помогают им писать записки
родителям).
В результате реализации технологии «Синквейн» дети
развивают свои коммуникативные навыки: учатся строить развернутые предложения,
вести диалог, описывать процессы и действия, выстраивать причинно-следственные
связи, совершать действия, связанные с говорением, слушанием, рассказыванием,
рисованием, чтением готовности к исследовательской активности.
Речевая среда в ДОУ, это фактор, активизирующий
процесс речевого развития ребенка. В неформальной обстановке читаем книги
детям (напр., во время свободной игры, перед сном, в дополнение к другой
деятельности)
Книги
и материалы для речевого развития меняются для поддержания интереса детей. Чтение
может осуществляться в небольших группах или в группах побольше в зависимости
от способности детей слушать и сохранять интерес к рассказываемой истории.
Широкий выбор книг представлен тематическим
разнообразием: книги по временам года, рассказы о событиях, людях, животных,
природе, науке; книги о различных культурах, картины и журналы для
использования в центре творчества. Книги представлены не только в центре
чтения.
Для постановки автоматизации дифференциации звуков использую
игры и упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики, графических
навыков, чувства ритма у детей: «Кнопочки», «Колокольчик», «Верёвочка», «Кубик
с цифрами». В ходе речевой
активности детей есть положительная динамика увеличения словарного запаса,
умения детей строить сложные предложения, понимать смысл текста и пересказывать
его, составлять связанный рассказ по картинкам, пытаются объяснить наблюдаемые
явления и события, пытаются устанавливать связь между историями и собственным
опытом, подбирают рифмы к словам.
Предлагаю
игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха, которые построены
с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учу слышать,
различать и определять первый звук в одном слове (дидактическая игра -
“Определи первый звук”), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра
“Цепочка слов”).
Далее
они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце
(игровое упражнение “Найди место звука в слове”). Кроме того, упражняю в
подборе слов с определенным звуком (игры “Кто в домике живет?”, “Собери
букет”), в дифференциации наиболее сложных звуков: С–Ш, Р–Л (игры
“Кто быстрее соберёт вещи?”, “Магазин”).
Мои личные наблюдения показывают, что дети,
хорошо владеющие своей речью, чувствуют себя в группе комфортнее, они чаще
становятся центром внимания сверстников, так как могут поделиться своими
впечатлениями об увиденном, рассказать что-то интересное, легче общаются со
взрослым. При отборе книг я учитывала, что литературное произведение должно
нести познавательные, эстетические и нравственные функции. Требования
современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать
круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Особое внимание
уделяю развитию образной речи детей в процессе ознакомления с различными
жанрами литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня) и малыми
фольклорными формами.
Книги и дидактические
пособия подобраны для стимулирования познавательного интереса, речи и мышления.
Учитывая имеющиеся у детей речевые навыки, а также индивидуальные особенности
произвольной деятельности каждого ребенка, организованная разговорная речь во
всех режимных моментах основывается на вопросах воспитателя, а также поощряю и
инициативную речь детей.
Создается
доброжелательная обстановка в группе, укрепление веры в собственные
возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью
у части детей, формирование интереса к занятиям. Кроме того, обращаю внимание
на выработку правильного поведения в коллективе, а также развитие их этических
и нравственных представлений. В процессе воспитания организую возможность
межличностного общения детей, совместные игры и занятия. У дошкольников при
этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и
создается положительный фон для регуляции речевого поведения.
Проект
«Лето на книжных страницах»
1 подготовительная группа
лето 2021 года.
Подготовила воспитатель: Волкова Л.Н
2 слайд Актуальность проекта:
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
3 слайд Цель проекта - Развивать у детей старшего дошкольного возраста интерес к художественной литературе, речевые умения, творческие и познавательные способности
4 слайд Задачи проекта:
v Сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний.
v Воспитывать интерес к книгам и бережное отношение к ним.
v Вызывать положительные эмоции при чтении книг.
v Развивать творческие способности, самостоятельность, аккуратность.
v Знакомить с русским народным творчеством, творчеством писателей и художников-иллюстраторов.
v Развивать умение отображать сюжеты сказок в детских рисунках и поделках, развивать художественный вкус.
5 слайд Проблема - Ослабевающий интерес к художественной литературе.
6 слайд Предполагаемый результат:
v повышение интереса к чтению и художественной литературе;
v обогащение словаря, развитие лексико - грамматического строя, связной речи детей;
v повышение уровня развития речи детей;
v обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками;
v расширение кругозора детей и закрепление их знаний о книге, как о произведении искусства, источнике познавательной информации;
v расширение литературного опыта детей, развитие детского творчества.
7 слайд Характеристики проекта
Вид проекта: Творческий, информационно-познавательный, художественно-речевой.
Продолжительность проекта: лето 2021года
Участники проекта: Дети 1 подготовительной группы, воспитатель.
8 слайд Приемы реализации проекта:
v чтение стихов, сказок, рассказов;
v рассматривание книжных иллюстраций, муляжей, наглядного материала;
v проведение дидактических, настольных игр,
v организация игр детей по теме прочитанных произведений.
v заучивание стихотворений детьми;
v беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
v составление занятий по теме проекта
v загадывание загадок;
v чтение литературных произведений.
v организация продуктивной деятельности;
v организация познавательно-исследовательской деятельности.
9 слайд Подготовительный этап:
v Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.
v Подбор библиотеки.
v Подбор дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.
v Оформление родительского уголка: консультации по теме проекта: «Положи свое сердце у чтения». «Как научить ребёнка любить книги», «Читаем ребёнку вслух».
v Подбор демонстрационного материала: наборы персонажей из сказок, иллюстраций. Создание условия для демонстрации сказок.
v Подбор портретов поэтов и писателей
v Постановить проблему перед детьми «Для чего нужным нам книги?».
10 слайд Основной этап
v Оформление книжного уголка
v Познакомить детей с историей возникновения букв, книг.
v Беседа на тему: «Берегите книги!»
v Беседа «Из чего состоит книга»
v Беседа «Что такое библиотека»
v Знакомство с творчеством писателей, русскими народными сказками,
v художников - иллюстраторов.
v Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация)
v Изготовление книжки вместе с воспитателями.
v Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
11 слайд Работа с родителями:
v Консультация для родителей на тему: «Положи свое сердце у чтения». Консультация для родителей на тему «Как научить ребёнка любить книги»,
v Консультация для родителей на тему «Читаем ребёнку вслух».
v Памятка для родителей: «Десять почему необходимо читать детям»
v Привлечение родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду.
v Конкурс: «Папа, мама, книга, я!
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество.
Методы:
v Непосредственно-образовательная деятельность.
v Художественное творчество.
v Театрализованная деятельность.
v Чтение художественной литературы.
v Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
v Работа с родителями.
v Использование презентации.
Социально-коммуникативное развитие: сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Доктор Айболит», «Книжный магазин».
Познавательное развитие: игра «Книжкина больница», Настольная игра «Сложи картинку по сказке», игра по технологии «Кроссенс» «Разложи иллюстрации к сказке».
Дидактические игры: «Литературное лото», «Прогулка по сказкам», «Найди свою сказку», «Доскажи словечко».
Речевое развитие: НОД «Мы дружим с книгой», беседы с просмотром иллюстраций: «Берегите книги!» «Из чего состоит книга», «Что такое библиотека». Составление творческих рассказов «Составление коротких рассказов по серии картин». Чтение художественной литературы. Отгадывание загадок. Пословицы и поговорки.
Художественно-эстетическое развитие – НОД по рисованию – «Сюжетное рисование по сказкам».
НОД по аппликации - Изготовление книжки-малышки своими руками, закладки для книг.
Теневой театр по сказке «Краденое солнце»;
Инсценировка фрагмента сказа П.П.Бажова «Огневушка Поскакушка»;
Театральное представление «Спор овощей»; «Витамины растут на грядке и на ветке».
35 слайд Результат реализации проекта:
v В результате проекта дети познакомились с творчеством многих писателей, русскими – народными сказками.
v Дети узнали, откуда книжка к нам пришла.
v Повысился познавательный уровень у дошкольников.
v Познакомились с иллюстраторами детской книги.
v Также была организована тематическая выставка «Книжка своими руками». В рамках проекта дети научились ремонтировать книги, а также бережно относиться к книгам.
v Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям. Родители тоже активно участвовали в организованных мероприятиях детского сада, проявляли инициативу. В дополнение к этому они познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению.
Конкурс: «Папа, мама, книга, я!
Привлечение родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду.
Проводилась акция: "Папа, мама, я - здоровая семья!"
Технология «говорящих стен» как форма реализации образовательного
потенциала пространства подготовительной группы в дошкольной организации.
А.С.
Макаренко в «Книге для родителей» писал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и
педагоги». В настоящее время поддерживается идея классика отечественной
педагогики в том, что вещи, в данном случае развивающая
предметно-пространственная среда, является одним из важных компонентом
дошкольного образования.
В
федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования
указано, что «развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации,
группы».
Одной из
современных технологий, позволяющей наиболее эффективно использовать
образовательный потенциал развивающей предметно-пространственной среды группы
является технология «говорящих стен».
Широкое
использование данной технологии связано с активным использованием в конце XX
начале XXI века сети Интернет. Большое количество людей стали
использовать виртуальные стены (в т.ч. соцсети, по сути своей также
являющиеся своеобразными стенами, привлекающими внимание к тексту
фотографиями и иллюстрациями). В онлайн-формат перешли доски объявлений,
инфо-стенды, что дало возможность не только более массовых прочтений,
но и ускоренной реакции целевой аудитории.
Термин
«говорящие стены» впервые стал использоваться в музейной педагогике. Точнее в
одной из современных музейных технологий, в которой учебное пространство, оформленное
специалистами, меняется при
непосредственном участие неспециалистов, учеников, детей и взрослых. У зрителей
появилось право на активное взаимодействие с элементами экспозиции, моделирование
собственного маршрута по экспозиции (т.е. экспонаты, начинают говорить с
каждым зрителем доступным ему и рассчитанным только на него, его опыт, его
интересы и т.д. языком).
Таким
образом, если раньше «говорящие стены» служили преимущественно для
визуально-текстовой поддержки запоминания, то в теперь «говорящие стены»
становятся маркерами, расставляющими визуальные акценты.
«Говорящие
стены» активно взаимодействуют с окружающими их людьми и объектами. При
этом они не только изменяются людьми, но и изменяют людей в процессе
взаимодействия, выступая, таким образом, в роли технологии образования, в том
числе и дошкольного.
В
методической литературе «говорящие стены» называют методикой (Могильникова
С.В., Беленькая Е.С., Язькова Е.В. и др.), формой образовательной деятельности
(Поденщикова С.Н.), методическим приемом практического метода обучения, формой
организации развивающей предметно-пространственной среды (Ляленкова
В.В.,Шепицина Е.И. и др.).
Считаю, что
все определения правильные и зависят от формы использования «говорящих стен» в
дошкольном образовании.
Так,
некоторый иллюстративный материал, расположенный в коридоре, спальне, подсобных
помещениях носит только информативный характер и меняется очень редко. К
примеру списки к маркировке мебели, памятки, напоминания. Данный материал
относится к одной из форм развивающей предметно-пространственной среды и не
несет, в основном, никакой образовательной нагрузки.
В статье
речь идет об использовании «говорящих стен» как образовательной технологии. В
педагогической науке имеются различные подходы к определению сущности,
структуры и содержания образовательных технологий (В.П. Беспалько, Е. Бершадский, И.П. Волков, Б.Т. Лихачев, В.М.
Монахов, Н.Н. Михайлова и др.).
В данной
работе используется определение, указанное в исследовании И.В. Чумаковой, С.А.
Гайдуковойи Е.Г. Свистуновой: «Образовательная технология - целостный проект
образовательного процесса, системно определяющий структуру и содержание
деятельности обеих сторон этого процесса (педагога и воспитанника), имеющий
целью достижение планируемых результатов (минимальных) с поправкой на
индивидуальные особенности его участников и воплощение этого проекта на
практике [8].
Суть образовательной
технологии «говорящие стены» в условиях дошкольной образовательной организации
заключается в том, что ребенок, имеет возможность планировать свою
самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный и другой
дидактический материал. Для этого на стенах групповой комнаты и помещениях
детского сада крепятся магнитные полоски, ковровое полотно, кармашки, прищепки,
технические средства образования (ТСО), игры, игровые фишки и различные
тематические картинки.
Отсюда целью
использования «говорящих стен» в работе с детьми старшего дошкольного возраста
является создание условий для полноценного развития дошкольников по всем
образовательным областям в соответствии с требованиями образовательной
программы детского сада.
Организация
образовательной деятельности с учетом технологии «говорящих стен» опирается на
ряд требований и правил.
Во-первых,
при оформлении экспозиций «говорящих стен» является обязательным сотрудничество
и сотворчество педагогов, родителей и детей.
Во-вторых,
должна присутствовать систематическая обновляемость содержания экспозиций
«говорящих стен». «Говорящие стены» так же мобильны (в целом и в своих
элементах), как и все образовательное пространство в целом. При этом,
практический опыт показал, что места размещения «говорящих стен» должны быть
«закреплены» раз и навсегда (для ориентации детей – где и что находится), а
смена должна быть определена потребностями участников образовательного процесса
(не чаще 1-2 раз в месяц для материалов по образовательным областям и 1 раза в
год для материалов, отражающих систему работы организации в целом).
В-третьих,
для «говорящих стен» работает правило «красного угла» (угол, куда прежде
помещали иконы в избе). Так, правый угол напротив двери является зоной
повышенного (первичного, при входе в помещение) внимания. Здесь лучше размещать
информацию по актуальной теме. Когда тема обсуждена, а информация остается в
помещении (для закрепления, напоминания), оптимальнее перемещать ее против
часовой стрелки, влево от «красного угла». Угол около двери (к нему оказывается
лицом выходящий из помещения человек) называется также «углом рефлексии». Здесь
можно разместить элементы «говорящих стен», связанные с саморефлексией
участников образовательного процесса. Например, оценкой своего эмоционального
настроя в конце дня.
В-четвертых,
к размещенным на «говорящих стенах» оборудованию и иллюстративному материалу
предъявляются определённые санитарные, эстетические требования и требования
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, а именно:
- изображения на стенах должны
быть понятны детям и не вызывать отрицательных эмоций;
- используемые материалы должны
быть качественными, прочными, безопасными и поддаваться чистке;
- при выборе цветов надо избегать
резких контрастных оттенков; большого количества красного, темно-зеленого,
синего, белого и черного цветов. Лучше использовать те цвета, которые
способствуют спокойствию и безопасности;
- оформление стен и обстановка в
группе должны быть приближены к домашним, поэтому элементы канцелярского и
офисного стиля не подойдут;
- не перегрузить пространство (ситуация, когда
меньше – это больше);
- четко понимать, что каждый элемент должен
работать, а не просто присутствовать (не работающие элементы удаляются);
- целенаправленное, адресное использование компонентов
технологии, т.е. педагог должен представлять, кто, когда и зачем сможет
обратиться к «говорящей стене»;
- учитывать освещение (достаточное для изучения
«говорящих стен», приятное для глаз, не агрессивное);
- важно качество иллюстраций и оборудования (иногда
- «детский» уровень исполнения, иногда - профессиональный).
Опыт
использования образовательной технологии показал, что на стенах желательно
располагать экспозиции по всем образовательным областям, указанным в стандарте
дошкольного образования (Таблица 1).
Таблица 1
Материалы и оборудование технологии «говорящих стен»
по образовательным областям
Образовательная
область |
Название
экспозиции |
Описание
экспозиции |
Социально-коммуникативное
развитие |
Фиолетовый
лес (технология развивающих игр В.В. Воскобовича) |
Используемый
материал: ковролиновый коврик, закрепленный на стене; элементы к картинкам
развивающих игр В.В. Воскобовича [1] |
Познавательное
развитие |
Геометрические
фигуры |
Большой
пластиковый лист с наклеенными по контуры фигурами разного цвета, на которых
можно рисовать мелками или фломастерами (маркерами) |
Цифры |
Написанные
цифры с возможностью их перемещения |
|
Речевое
развитие |
Страна
правильной речи |
Картина по
сказке или пейзажная с «окном», где расположен кармашек на Ф3 (или А4) для
размещения иллюстраций или тематических картин по нужной теме [ 6, с. 419] |
Художественно-эстетическое
развитие |
Ноты |
Нотный
стан с кармашками для нот разной длительности на каждой из строк. Рядом
кармашек А4 для тематических картин и портретов композиторов |
Постеры (3
шт.) достижений детей |
Магнитная
доска с фотографиями детей с магнитами для прикрепления работ детей. Стенд
для выставки поделок из глины, пластилина, бросового и природного материала
др. |
|
Физическое
развитие |
Олимпийские
игры |
В
спортивном уголке: ковролиновый коврик, закрепленный на стене; общепринятый
значки для видов спорта |
Педагогом и
детьми обговариваются правила пользования «говорящими стенами». Правила
позволяют детям договариваться об очередности использования оборудования
экспозиций и возможном партнерстве в самостоятельной образовательной
деятельности.
Таким
образом, использование образовательной технологии «говорящих стен» способствует
возможности дошкольной организации предоставлять каждому ребёнку равные
возможности в использовании средств дошкольного образования для построение
образовательной деятельности на основе их индивидуальных особенностей и
потребностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воскобович, В.В., Вакуленко Л.С.
Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». – СПб.: ООО «Развивающие
игры В.В. Воскобовича», 2017. – 176 с.
2. Демичева, Н.В. Педагогические
технологии: понятие, сущность, основные подходы [Электронный ресурс] // SuperInf.ru.URL:
https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2175. (дата обращения: 24.10.2020).
3. Клочкова, М. Социальные сети:
публично – о личном [Электронный ресурс] // Фонтанка.ру. URL:
https://www.fontanka.ru/2014/12/12/090/. (дата обращения: 23.10.2020).
4. Кудрявцева, Е.Л., Шершун, С.В.
«Говорящие стены» (Образовательное пространство как арт-субъект в диалоге
культур) [Электронный ресурс] // DOCPLAYER.URL:
https://www.fontanka.ru/2014/12/12/090/. (дата обращения: 23.10.2020).
5. Макаренко, А.С.Книга для родителей
[Электронный ресурс] // Труды классиков природосообразной педагогики. URL:
http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Makarenko/Makarenko_A_Book_for_Parents/Makarenko_A_Book_for_Parents.html
(дата обращения: 20.10.2020).
6. Мониторинг в детском саду. – СПб:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 592 с.
7. Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации N 1155 от 17.10.2013. [Электронный ресурс] // ФГОС и проф.
стандарты. URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos (дата обращения:
21.10.2020).
8. Чумакова, И.В., Гайдукова, С.А.,
Свистунова, Е.Г. Современные образовательные технологии деятельности педагога
при реализации ФГОС ДО: Учебно-методическое пособие. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и
ППРО ТО», 2017. – 228 с.
ноябрь 2022
Экологический
проект
«Удивительный мир животных
России»
(подготовительная группа)
Цель: познакомить детей с многообразием
окружающего мира России с учетом природно-климатических поясов через
познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи
проекта:
ü расширять и углублять представления детей о
животных;
ü развитие у детей образного мышления,
наблюдательности и воображения;
ü развивать коммуникативные и творческие
способности детей;
ü привлечь родителей к участию в
данном проекте.
Методы
осуществления проекта:
ü дидактические, настольно печатные,
сюжетно-ролевые игры;
ü чтение художественной литературы;
ü НОД, беседы по теме;
ü продуктивная деятельность;
ü рассматривание альбомов, иллюстраций, картинок
по теме;
ü просмотр презентаций, видеофильмов;
Модель трех вопросов:
Что знаем? |
Что хотим узнать? |
С помощью чего узнаем? |
Животные бывают разные, дикие, домашние. Они красивые и злые. |
«Если животные такие разные, то …
ПОЧЕМУ?». |
Через просмотр мультимедийных презентаций, картинок про животных и
птиц. Через проведение дружеских бесед, ситуативных разговоров по данной
теме. Посредством художественного творчества (лепка, рисование,
аппликация). Через художественное слово: сказки, рассказы, стихи |
Проект по театральной
деятельности
«Удивительный мир театра»
длительность проекта
2019-2023 учебный год.
Цель проекта:
Создание условий для
формирования театрально игровой деятельности детей подготовительного
возраста и развитие творческих, артистических способностей детей посредством
театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
v
Продолжать обогащать и активизировать словарь детей. Совершенствовать
интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую и монологическую
форму речи.
v
Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов,
придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно,
используя кукол.
v
Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях,
используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной
деятельности.
v
Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
v
Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного
образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
v
Расширять представления детей об окружающей действительности.
Совершенствовать умения детей ориентироваться в группе, зале, помещении
детского сада.
v
Закреплять представления детей о различных видах кукольных театров, уметь
различать их и называть.
v
Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами.
v
Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
v
Воспитывать желание играть с театральными куклами. Развивать умение
использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной
деятельности.
v
Объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по
формированию театрально-игровой деятельности детей и развитие
творческих, артистических способностей детей посредством театрализованной
деятельности.
проект
«МОЙ КРАЙ- УРАЛ»
Цель проекта:
Воспитание
чувства любви к Родине, родному краю.
Воспитание детей в духе миролюбия, уважения, бережного
отношения ко всему живому на земле.
Приобщение
дошкольников к природе Урала
Задачи проекта:
I. Образовательные задачи:
1. Формировать у детей представления
о родном крае: история, символика, достопримечательности.
2. Расширить знания детей о флоре и
фауне родного края
3. Познакомить с культурой и
традициями Урала.
4. Развивать интерес к родному краю,
формировать представления детей об экологических проблемах города.
5. Учить детей работать с картой Свердловской
области, определять по условным знакам реки, леса, находить города Первоуральск,
Екатеринбург. Определять месторасположение Урала, Сибири.
6. Познакомить детей с горами
Урала и окрестностей Первоуральска: гора Волчиха, Гора Теплая, гора Пильная и их
расположением на карте, уникальностью.
II. Воспитательные задачи:
1. Формировать у детей бережное,
ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым
существам.
2. Пробудить в детях чувство любви к
своему, краю, уважение к его традициям и обычаям.
III. Оздоровительные задачи:
1. Охранять и укреплять здоровье
детей.
2. Учить детей правильно
взаимодействовать с природой.
3. Формировать умение рационально
использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
Только создавая условия для
воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих
граждан России, патриотов своего Отечества.
Творческий проект
«История
новогодней игрушки»
1 подготовительная
группа
Цель
проекта: Формирование познавательного интереса у детей
дошкольного возраста 6-7 лет к истории возникновения ёлочной игрушки, её
изменения и усовершенствования на протяжении нескольких лет через совместную
проектную деятельность.
Задачи
проекта:
- Познакомить детей с историей и особенностью ёлочной
игрушки: разнообразием ёлочных игрушек и традицией украшать новогоднюю ёлку;
- Развивать художественно-эстетические способности,
умения и навыки в продуктивных видах деятельности;
- Способствовать активному вовлечению родителей в
совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
- Формировать коммуникативные навыки детей, умение
поддержать доброжелательное отношение друг к другу;
- Развивать связную речь, расширять словарный запас
детей;
- Способствовать физическому развитию детей через
подвижные игры;
- Развивать познавательный интерес и любознательность, воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к ручному труду, осознанно-правильное отношение к традициям своего народа.
Проект
«Профессии моего
города»
подготовительная
группа №1
Проблема – мы столкнулись с тем, что дети даже в подготовительной группе не все
знают название профессий родителей, характерные особенности данной
специальности.
Цели: расширить представление детей о роли труда в жизни людей, о многообразии
профессий.
Задачи:
v обогатить представления
детей о многообразии мира профессий в обществе;
v расширить у детей знания
и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей,
значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);
v расширить представления
о разных видах труда, о структуре трудового процесса (цель, мотив, материал,
инструменты, набор трудовых действий, результат);
v развивать умение
соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий;
v воспитывать осознанное
отношение к ценности труда взрослых;
v пробуждать
любознательность и интерес к деятельности взрослых;
v обогащать словарь детей
за счет специальных терминов, характерных для той или иной профессии;
v показать взаимосвязь
между разными видами труда;
v учить отображать
представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая
в игре отношение взрослых к работе;
v развивать творческое
воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный
игровой замысел с замыслами сверстников, воображая себя в разных социальных
ролях;
v развивать понимание и
умение оценивать поступки людей;
v развивать умения
пользоваться речью-доказательством для обоснования своих суждений;
v побуждать детей
задуматься о выборе будущей профессии.
Методическая разработка театрализованного мероприятия
на тему:
«Первые защитники родной земли»
(на материале устного народного творчества)
для подготовительной группы.
посвященного празднику «День защитника Отечества»,
Данное мероприятие на тему: «Первые защитники родной земли» предназначено для воспитанников
подготовительной группы, оно посвящено празднику «День Защитника Отечества» и
имеет большую воспитательную ценность.
Цели
мероприятия:
1. Воспитывать в духе
патриотизма, любви к Родине, к своей земле, к ее истории, к русскому народу.
2. Формирование
представления об истинном защитнике Родины посредством знакомства с историей
русской земли, ее устным народным творчеством, первыми защитниками родной земли
– русским богатырями.
3. Расширять гендерные представления,
формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками
Родины. Воспитывать у девочек уважение к мальчикам как будущим защитникам
Родины.
Сопровождение:
1. Мультипликационный фильм «Илья Муромец», 1975 г.
2. Слайды с иллюстрациями и репродукциями картин о
богатырях.
3. Реквизит (гусли (макет), русская одежда, обувь, военная
атрибутика для богатырей).
4. Русская народная музыка.
В
роли ученого, сказителя, собирателей былин – воспитатели и родители.
Роль
богатырей могут исполнять дети.
План мероприятия:
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Театрализованная часть «Первые защитники родной земли»
3. Просмотр мультипликационного фильма «Илья Муромец».
4. Обсуждение, подведение итогов.
Вступительное слово.
Ребята, сегодня мы собрались с вами вместе для того,
чтобы узнать о первых Защитниках земли Русской - о русских богатырях, с
которыми мы знакомились при чтении былин и просмотре мультфильмов. Сегодня мы расскажем о любви к родной земле, о
том, как представлял народ своих защитников, защитников своей Русской земли. А
помогут нам учёный, собиратели былин, богатыри и сказитель - былинный певец, как
вы помните, былины пелись под гусли, и называли их ста'рины.
(Проходят на
свои места участники театрализованной части: ученый садиться за стол со
старинными книгами (справа), сказитель в русской одежде садиться с гуслями
(слева), два собирателя и богатыри стоят в центре).
Первые защитники родной земли.
Собиратели, ученый (привставая):
- Здравствуйте, люди
добрые!
Богатыри:
-Уж вы гой еси,
добры молодцы, да красны девицы! (Отходят
в сторону).
Сказитель:
- Здравствуйте! Вы
послушайте наш нехитрый сказ о славных людях Родной земли, о защитниках
Руси-матушки…
Учёный:
В былинах (ста'ринах), народных песнях-сказаниях, отразились нравственные идеалы
русского народа. Сложенные в XI – XVI веках, они повествуют
главным образом о богатырях, защитниках Родины.
Любовь
к родной земле – вот главная идея всего былинного творчества народа.
Каждый из вас, я думаю,
назовет былинную «троицу»: Илья Муромец,
Добрыня Никитич и Алёша Попович. Но кто продолжит этот счет дальше, назовет
ещё пять-десять имён?
А сколько всего былинных
героев? Хотя бы самых главных?
1-ый
собиратель (былин):
Такого поименного списка
героев русского эпоса нет, хотя когда-то он, по всей видимости,
существовал. Причем в самих же былинах.
Вспомним традиционный
былинный зачин: В стольном Киеве-граде, у
ласкова Владимира-князя, на его пированье – почестен пир соезжаются и собираются все сильные, могучие богатыри.
Эти пиры были именно почестными, на них приглашались
по чести. Приглашение и место на пиру свидетельствовали о степени уважения и
признания. Илья Муромец, не приглашенный на княжеский пир, далеко не случайно
воспринимает это как оскорбление.
Сказитель:
Славный Владимир стольно-киевский
Собирал-то он славный
почестен пир
На многих князей он и
бояров,
Славных, сильных могучих
богатырей;
А на пир ли - то он не
позвал
Старого казака Илью Муромца.
Старому казаку Илье Муромцу
За досаду показалось то великую.
* [1, 217.]
2-ой
собиратель:
При описании таких почестных
пиров и богатырской заставы у сказителей была возможность собрать вместе всех
богатырей.
У каждого из богатырей на заставе свои занятия
и обязанности: один – в атаманах, второй – в податаманьях, третий – в писарях,
четвертый – в конюхах, пятый – в чашниках…
Вот как описывает заставу и
представляет богатырей сказитель Еремей Чупров, записанный собирательницей А.М.
Астаховой в 1929 году:
Сказитель: Ай да
не близко от города, не далёко же,
Не далёко от
Киева за двенадцать вёрст,
Там и жили на
заставе богатыри.
Караулили,
хранили стольный Киев-град.
Не видали не «конного, не пешего,
Не прохожего
ой ни да приезжего.
Да не серой волк не
прорыскивает,
Да не черный
медведь не прохаживает.
Эх да было их двенадцать
всех богатырей.
Да за старшего
был Илья Муромец,
Под им был
Самсон да Колыбанович,
Ай Добрыня да
был у его во писарях,
А Алёша жил
во конюхах.
Мишка
Торопанишка чашки-ложки мыл,
Чашки-ложки
мыл да поварёшечки…[1, 6-7.]
2-ой собиратель:
Из двенадцати всех богатырей
сказитель назвал всего пять. А в 1901 году сказительница Федосья Емельяновна
Чуркина точную цифру назвала – ровно тридцать.
1-ый собиратель:
Но и тридцать – далеко не
предел. Только самых главных героев русских былин – более пятидесяти. Их именами,
как правило, названы былины: про Илью Муромца, про Добрыню, про Алёшу, про
Чурилу, про Дюка и т.д.
Тема былины называлась вторым
именем: Добрыня и Змей, Илья и Идолище, Илья и Соловей-разбойник, Алеша Попович
и Тугарин, Вольга и Микула и т.д.
2-ой собиратель:
Только женских персонажей
можно назвать несколько десятков: Авдотья Рязаночка, Забава Путятична, Василиса
Микулишна (жена Ставра Годиновича), Настасья-королевишна (жена Дуная),
богатырша-поляница Настасья Никулишна (жена Добрыни), Латыгорка (жена Ильи
Муромца), да разве всех перечислишь!
Уж вы гой еси, красны девицы! А станцуйте нам белыми
лебёдушками!
2-ой богатырь:
Ой, Красавицы, молодицы!
Порадовали! А где же молодцы удалые?
Ну-ка порадуйте нас и вы пляской!
(Выходят мальчики на русский народный танец. После
танца мальчиков выходят девочки и все
образуют хоровод).
Сказитель:
Ох, утомились детки малые, отдохните славные, а мы
продолжим наш нехитрый сказ о славных людях Родной земли, о защитниках
Руси-матушки…
1-ый собиратель:
Есть в русских былинах и другой тип персонажей – Кали'ки
перехожие-переброжие.
Они тоже были богатырями, но особыми – духовными
богатырями, побеждая не силой оружия, а силой духа. Эти калики исцеляют и наделяют силой Илью Муромца,
который на печи сидел тридцать три года…
А среди главных героев былин есть Калика-богатырь,
побивающий силушку, которой счету нет. Не менее значителен образ другого
былинного калики, сильного могучего Иванища, с которым не решается вступить в
единоборство даже Илья Муромец.
1-ый
богатырь:
Здравствуй-ка ты, старый
казак Илья Муромец!
2-ой
богатырь:
Здравствуй,
сильный могучий ты Иванище!
Ты откуда
идешь, ты откуда бредешь,
А ты откуда
еще свой путь держишь?
1-ый богатырь: А я бреду, Илья Муромец,
От того
города Иерусалима.
Я там был,
Господу-Богу молился там,
Во Иордан -
реченьке купался там,
У кипарисного
деревца сушился там,
Ко господнему
гробу приложился я.
Так все ли в
Царь-граде по-старому?
Так все ли в
Царьграде по-прежнему?
1-ый
богатырь:
Как в Царьграде
нынче не по-старому.
В Царьграде нынче
не по-прежнему.
Одолели его
поганые татарева,
Наехал туда
поганое Идолищо!
2-ой
богатырь:
Дурак ты,
сильный могучий Иванищо!
Сила у тебя
есть,
Смелости,
ухватки нет.
Зачем же ты
не выручил царя
Константина
Боголюбова?
Обернуся я
каликою перехожею
Да поеду в Царьград,
Да хвачу я
татарина под пазуху,
Вытащу его
на чисто поле,
Разлетятся у
его тут косточки…
[1, 204-206.]
(Уходят).
Учёный:
Былины в том виде, в каком они дошли до нас,
представляют собой соединение сказки и были, реальности и фантастики, времена
давно минувшие – Киевской и докиевской Руси и сравнительно недавние – Руси
Московской.
В былинах отразилась особая народная версия истории.
Русский народный эпос служит для народа неписаною, традиционной летописью,
переданною из поколения в поколение в течение столетий.
2-ой собиратель:
Все княжеские дружинушки
храбрые, по словам Микулы Селяниновича, способны только хлеб ести, а самое
большое, что может сам князь киевский, - это призвать для защиты Киева
богатырей (т.е. – народ!). И он бессилен, жалок, труслив, когда никого их них (по
его же, князя, вине) в Киеве не оказывается.
Сказитель:
Одна из идей русских былин –
идея непобедимости. Русские богатыри непобедимы. Главному герою русского эпоса
Илье Муромцу смерть в бою не писана. Замечу – в бою, только в бою он обретает
бессмертие.
Учёный:
Что это? Ещё одно
подтверждение исторической недостоверности, условности былин?
Нет, мы имеем дело с одним
из самых достоверных свидетельств (поскольку это свидетельство самого народа),
что многовековое иго не сломило, не закабалило русский народ. Что он так и не
признал себя побежденным.
Эта вера воспитывалась
веками, ее несли в народ богатыри. [1,
5-44.]
Сказитель:
Из того ли из города из Мурома.
Из того села да с Карачарова,
Выезжал удаленькой дородний добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме.
А к обедне поспеть хотел он
в стольный Киев-град
Да подъехал он ко славному
ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки
черным-черно,
Ай черным-черно, как черна
ворона;
Так пехотою никто тут не
прохаживает,
На добром кони никто тут не
проезживает,
Птица черный ворон не
пролетывает,
Серый зверь да не прорыскивает.
А подъехал как ко силушке великой,
Он как стал-то эту силу
великую.
Ай побил он эту силу всю
великую. [1, 165.]
Сказитель:
Ой, вы гой еси, люди добрые,
ой, вы гой еси дети малые! Выходите все, попляшите под мои гусли славные, меня,
старика, потешьте!
(Все
выходят, становятся в круг, пляшут хороводную пляску).
3. Просмотр мультфильма «Илья
Муромец»
(«Союзмультфильм», 1975 г.)
4. Обсуждение мультфильма, подведение итогов.
Похож ли герой мультфильма на настоящего былинного
богатыря?
Каким
вы видите образ былинного богатыря?
Кем
для вас являются первые защитники родной земли: литературными персонажами, или
историческим личностями, народными заступниками? Использованная литература:
Былины.
/Сост., вступ. ст., вводные тексты В.И. Калугина. – М.: Современник, 1991. -
767 с. - (Сокровища русского фольклора).
Былины.
/Ред. Д.С. Лихачева, вступ. ст., подготовка текста и примечания Б.Н. Путилова.
- Л.: Советский писатель, 1957. - 488 с. - (Библиотека поэта. Большая серия).
Былины
и песни южной Сибири. /Под ред.В.И. Чичерова, собрание С.И. Гуляева. -
Новосибирское областное государственное издательство, 1952. - 336 с.
Былины.
В 2-х томах. /Подготовка текста, вступ. ст. и комментарии В.Я. Проппа и Б.Н.
Путилова.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. - 564
с, 522
Русские
народные былины. /Сост. В.И. Чичеров. - М.: Детгиз, 1958.- 318 с.
С 6 февраля 2023 в подготовительной группе стартовал долгосрочный проект
"Читарики"
(с использованием метода Сторисек)
Цель проекта
«Читарики»: развитие интереса у детей дошкольного возраста к художественной
литературе через использование метода «Сторисек».
Задачи проекта
«Читарики» (для педагогов):
- определить
произведения детской художественной литературы, которым посвящается «Сторисек»;
- подобрать
дополнительные компоненты для «Сторисека»;
- организовать работу
со «Сторисеком» с детьми и выявить результативность проведенной работы;
-повысить
компетентность родителей в вопросах приобщение детей к художественной
литературе.
Задачи проекта «Читарики» (для детей):
- знакомить детей с
творчеством детских писателей;
- развивать связную
речь детей.
- обогащать словарный
запас через игровую деятельность,
- развивать умения
говорения и слушания, обогащать активный, и пассивный словарь ребенка.
- развивать
навык осмысленного чтения.
- стимулировать
интерес к книге.
В приемной нашей группы мы разместили небольшую библиотеку (Буккроссинг).
Книгообмен: надо - возьми, не надо - принеси.
Конструкт образовательной деятельности развитие речи «Безопасность весной»
Тема: «Безопасность весной»
Возрастная группа: подготовительная группа,
возрастная категория детей 5-6 лет
Форма совместной деятельности: игра-беседа
Форма организации: групповая; подгрупповая.
Средства:
– зрительный ряд: видеоролик «Лукоморье.
Гололёд»;
– мультимедийные цифровые ресурсы:
ноутбук, проектор, колонки;
– предметные картинки;
– картинки-пазлы;
– игрушка-солнышко;
– картинки солнышко, сосульки.
Технологическая карта.
Цель: Закрепить и
систематизировать знания об опасных ситуациях весной и необходимости соблюдения правил
безопасности. |
Задачи Обучающие: –
Закреплять знания детей о весенних изменениях в природе; –
Закреплять и расширять знания и представления детей о правилах безопасности
весной. Развивающие: –
Развивать мышление; –
Развивать коммуникативные навыки; Воспитательные: —
Воспитывать культуру безопасного поведения; —
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. |
Этапы деятельности |
Содержание деятельности |
Деятельность педагога |
Действия детей |
Планируемый результат |
Мотивация к деятельности. Цель: включение детей в деятельность на
личностно-значимом уровне. |
Ребята, посмотрите, на картинку! Какое время года
изображено на картинке? Почему вы думаете, что это весна? Д/и «Признаки весны» (дети по кругу передают
солнышко и называют признаки весны). Видеоролик «Лукоморье. Гололед» |
Педагог включает видеоролик. Задает
проблемные вопросы. |
Дети по кругу передают солнышко и называют признаки
весны Дети смотрят видеоролик. Дети общаются между собой по содержанию увиденного
материала. Дети вступают в диалог с воспитателем |
Дети имеют представления об опасных ситуациях весной; Понимают, что надо соблюдать правила безопасности Узнают, что на тонкий лёд выходить нельзя Проявляют любознательность в
получении новой информации. |
Практический этап. Цель: Закрепить знания об опасных ситуациях,
которые могут произойти весной и для
чего надо соблюдать правила
безопасности, и тем самым помочь Кощею. |
Ребята, прежде, чем помочь Кощею,
давайте подготовимся. Артикуляционная гимнастика Ветерок качает подснежник. Наклоны головы влево-вправо (шея
расслаблена). Дети радуются солнышку и поют ему
песенку, состоящую из гласных: «А-э-и-о-у». Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глубоким вдохом. (Имитация
зевания.) На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево. Развитие речевого дыхания и голоса Каплями забулькав, Плакала сосулька: — Я хотела сесть повыше, Я хотела влезть на крышу, Я ступила на карниз И боюсь свалиться вниз! Кап! Кап! Кап! Пальчиковая гимнастика. Воспитатель показывает картинку «Скользкая
дорожка» Посмотрите на картинку и скажите, о
каком правиле безопасности рассказывает нам эта картинка? По скользким дорожкам ходить опасно,
можно упасть сломать ногу или руку. А чтобы дорожки были не скользкими нужно
посыпать их песком. Итог: обобщение 1-2 ребенка.
Что изображено на картинке? О чем
говорит воспитательница детям? Под крышами домов играть и ходить весной
опасно! Почему весной опасно ходить под крышами
домов? Итог: обобщение 1-2 ребенка. Как вы думаете, какое правило
безопасности нарушил мальчик? Солнышко греет весной ярче, лёд на реке
становиться тонкий, может треснуть, поэтому ходить и играть весной на льду
нельзя! Итог: обобщение 1-2 ребенка. Физкультминутка «Шаловливые сосульки» Шаловливые сосульки (Руки поставить на
пояс и весело подпрыгивать.) Сели на карниз. (Приседание или сесть на
ковер, на пол, на стульчик) Шаловливые сосульки (Подъем и опускание
плеч) Посмотрели вниз. (Руку приставить как
козырек и посмотреть вниз вдаль) Посмотрели, чем заняться? (Пожать
плечами) Стали каплями кидаться. (Руками
изображаем это действие) Две сосульки вниз смотрели (повторяем
движение – руку приставить как козырек ко лбу и посмотреть вниз) И на солнышке звенели: Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять
голову вправо – влево.) Кап-кап, дзинь – дзинь. И на солнышке звенели И…растаяли!!! (Расслабленно сесть, руки
и ноги болтаются).
Я предлагаю вам рассмотреть картинку и
рассказать, что делают дети? Какое правило безопасности нарушили дети?
(нельзя весной пускать кораблики по воде одним) Итог: обобщение 1-2 ребенка. А теперь, предлагаю Вам разделиться на группы и
собрать пазлы-картинки, и рассказать какие правила безопасности были нарушены
детьми. Давайте поиграем ещё. Игра Опасно-Неопасно |
Педагог предлагает детям провести артикуляционную и
пальчиковую гимнастику.
Воспитатель показывает картинку «Скользкая дорожка»
и задает проблемные вопросы
Воспитатель, предлагает выбрать знак, который
соответствует этой картинке. (знак-Осторожно, скользкая дорога!)
Воспитатель показывает картинку «Сосульки»
Воспитатель, предлагает выбрать знак, который
соответствует этой картинке. (знак-Осторожно, сосульки!) Воспитатель показывает картинку «Весенний лёд»
Воспитатель, предлагает выбрать знак, который
соответствует этой картинке. (знак-Осторожно, тонкий лёд!)
Воспитатель вместе с детьми проговаривает слова
Воспитатель показывает детям картинку «Весенние
кораблики»
Воспитатель предлагает разделиться на группы.
Педагог рассказывает ситуацию. Побуждает своими вопросами к разговора. |
Дети вступают в диалог с воспитателем и друг с
другом. Отвечают на вопросы, рассказывают по картине
Дети выполняют одновременно движения и проговаривают
стих.
Дети
самостоятельно делятся на группы и собирают картинки-пазлы |
Дети проявляют самостоятельность и инициативу при
выполнении задания; Умеют выразить собственные мысли. Умеют активно вести диалог друг с другом и взрослым. Умеют описать опасную ситуацию и озвучить правила
безопасности.
Дети могут самостоятельно выполнять упражнения,
направленные на нормализацию мышечного тонуса и эмоционально-чувственной
сферы.
Умеют
самостоятельно поделится на группы |
Оценка. Цель: «Закончить занятие на доброй ноте» |
Беседа с детьми. |
Воспитатель: «Я вижу как Вы старались на занятии,
самостоятельно выполняли задания, я горжусь Вашими успехами». |
Дети слушают. |
Позитивное окончание занятия. |
Самооценка: «Метод пяти пальцев». Цель: Уметь выражать свои мысли. |
Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный
ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным
пальцем. М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и
интересного было на занятии? Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг (ла)? С (средний) – состояние духа. Каким было настроение? У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня
помогла, чем порадовала? Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было
моё физическое состояние сегодня? Что я сделал (а) для своего здоровья? |
Воспитатель предлагает детям выбрать, любимый палец.
А после задаёт вопросы. |
Дети по очереди отвечают на вопросы. |
Умеют выражать свои мысли. Правильно отвечать на
поставленные вопросы. |
Рефлексия. Цель: формирование умения у детей оценивать
собственную деятельность и процесс занятия. |
Ребята на ваших столах лежат картинки. Кому
понравилось наше занятие, кто ответил на все вопросы правильно, и кому было
легко возьмите солнышко, а кому было
тяжело занятие не понравилось возьмите сосульку.
|
Воспитатель беседует с детьми, стимулирует речевую
деятельность. |
Дети вступают в диалог, рефлексируют собственную
деятельность. |
Дети умеют свободно общаться; Могут оценить свою деятельность; Понимают значимость правильной речи. |
Открытость. Цель: развивать готовность у детей к
дальнейшей совместной деятельности. |
Я рада, что
вы запомнили правила безопасности весной, и предлагаю в нашей группе начать
создавать Книгу Природы. В эту книгу мы поместим все картинки с правилами
безопасности весной. И так в каждое время года мы будем говорить об опасностях
и продолжать заполнять нашу книгу. Книга будет находиться в уголке природы и
мы всегда сможем посмотреть ее и не забывать правила безопасности. |
Воспитатель предлагает детям создавать Книгу Природы
в группе. |
Дети с
удовольствие соглашаются, предлагают варианты. |
Дети проявляют инициативу в дальнейшей совместной
деятельности. |
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить